%3Ea%2F%3C%3E%2F%22%22%3Dtla%20%2291%22%3Dthgieh%20%2252%22%3Dhtdiw%20%22gnp4000ps2000ps%2Fniks%2Fsegami%2Fatr%2Fsppa%2Fia1p--nx4000psiib6da08--nx4000pswww%2F%2F3000psptth%22%3Dcrs%20gmi%3C%3E%225000ps4000psatrfv1000psatrfv3000psot2000ps%22%3Dferh%20a%3C    English
 
 
27.04.2010

Их подвиг будет жить в веках


Под таким названием, в соответствии с программой подготовки к празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, 27 апреля в читальном зале библиотеки филиала прошёл урок мужества.

Выставка книг о войне «Была война, и была Победа», презентация подлинных фотографий военной поры на экране дополняли интересный рассказ Беляевой Натальи Анатольевны, зав. кафедрой гуманитарных дисциплин, доктора исторических наук, профессора − о вкладе наших земляков в Победу, об участии таможенников в Великой Отечественной войне. Наталья Анатольевна сообщила, что Владивостокская таможня – единственная в нашей стране, где сохранились подлинные документы тех далёких времён. Часть этих документов и фотографий передана на хранение во Владивостокский филиал РТА.

Нападение Германии на Советский Союз нанесло серьез­ный удар по таможенной системе. Почти 9/10 личного состава та­можен ушло в ряды Красной армии, народное ополчение, партизан­ские отряды.

Владивостокская таможня в условиях войны выполняла важнейшую задачу − пропуск грузов, поступающих в Советский Союз по ленд-лизу и по линии международного Красного Креста. Именно через Тихий океан в июне 1941 г. были доставлены в СССР первые 2988 т американской военной помощи. Из 17,5 млн. т ленд-лизовских грузов 47,1 % прошло через дальневосточные порты. Большая часть из них (7,9 млн. т) ушла на фронт через Владивосток.

В перевозке грузов через Тихий океан были задействованы только суда Дальневосточного морского пароходства. Это обеспечивало строжай­шую засекреченность маршрутов. На линии Америка−Владивос­ток в одиночном бесконвойном плавании курсировало около 300 судов. Без боевого охранения, в полном радиомолчании рейсы этих судов нередко заканчивались трагически: 50 судов были потоплены японскими подводными лодками и по ошибке американскими военными. На дальневосточных рейсах было перевезено ленд-лизовских грузов в 124 раза больше, чем в атлантических конвоях союзников. Через Тихий океан шёл поток стратегических грузов из СССР: прежде всего, цветные и редкоземельные ме­таллы, сырьё для военной промышленности.

Важнейшей задачей в годы войны ос­тавалось осуществление контроля за грузами, поступающими из-за границы для Красной Армии, за багажом пассажиров и членов экипажей судов загранплавания. Дежурные бригады одновременно контролировали процесс выгрузки с судов и погрузки в вагоны.

Все незанятые на оперативной работе таможенники на­правлялись на оборонные работы на завод «Металлист». Кроме того, каждый сотрудник таможни ежемесячно отрабатывал на воскреснике один день. Сумма днев­ного заработка вносилась в фонд обороны. Тяготы военного времени дополнялись суровыми законами, когда за малейшие отклонения от установленных правил грозило уголовное преследование.

С 1942 г. призванных в ряды Красной армии сотрудников таможни-мужчин заменили женщины. Они несли круглосуточное дежурство в порту, обеспечивали таможенный контроль над транзит­ными грузами в период навигации на отдаленных северных таможен­ных постах. Инспектора таможни А.В. Войнич, В.И. Меленчук, А.Е. Джандиери, кроме выполнения основных обя­занностей, вели занятия в группах английского языка. Все они имели высшее лингвистическое образование и свободно владели английским языком. В условиях обслу­живания ленд-лизовских поставок из США эти знания имели огромное значение.

В январе 1943 г. из 30 сотрудников таможни был создан мино­метный взвод (командир взвода Я.Н. Куз­нецов). На таможне были организованы курсы проти­вовоздушной и противохимической обороны.

Со второй половины 1943 года сотрудники Владивостокской таможни командировались в западные ре­гионы страны для укрепления и восстановления таможен, освобожденных от оккупации.

Участники урока мужества узнали о неромантической стороне войны, о трудовых подвигах и мужестве наших земляков в то непростое военное время, о тяжёлом каждодневном труде таможенников Владивостокской таможни во имя приближения Победы.

В завершение участникам мероприятия была предоставлена возможность посмотреть подлинные документы, фотографии военной поры, потрогать своими руками музейные экспонаты (корабельные часы ленд-лизовского парохода, бинокль 1941 г., довоенную фотокамеру).

                                                                                                         Ксения Сапицкая